Введите Ваш email, чтобы получать ежемесячный дайджест по почте:

Внутреннее потребление металлопроката упало до самых низких значений за всю историю независимой Украины. Сегодня украинская металлургия чрезмерно зависима от внешних факторов, что не добавляет ей устойчивости, и выходом может быть только развитие внутреннего рынка. Рекомендации, как повысить потребление металла, прозвучали на заседании совета директоров ОП "Металлургпром".

Несмотря на существенное снижение объемов производства – а по итогам прошлого года выплавка отечественных меткомбинатов не дотянула до отметки 23 млн тонн – пропорция в распределении продаж остается прежней. Как и в докризисные времена, на экспорт уходит порядка 80% произведенного в Украине проката.

Своего пика потребление стального проката в Украине достигло в 2007 году, составив почти 11 млн тонн. В 2011-2012 годах данный показатель составлял 8,3-8,4 млн тонн, что было вызвано как восстановлением промышленного производства после кризиса 2008-2009 годов, так и активизацией строительства, в том числе объектов футбольного чемпионата Евро-2012. После того как футбольные баталии отгремели, активность на внутреннем рынке проката пошла на убыль, и в 2013 году показатель его потребления упал до 7,38 млн тонн.

Это объясняется в первую очередь спадом в строительстве, на долю которого приходится порядка половины всего металлопотребления. По итогам 2013 года объем выполненных строительных работ в Украине сократился на 14,5%. Но с началом нового кризиса обвал приобрел почти катастрофические очертания: по данным Государственной службы статистики, в 2014 году объем стройработ уменьшился на 20,4%, а в 2015-м – еще на 14,9%. "Сейчас рынок упал до анабиозного состояния, – констатировал директор компании "Укрстальконструкция" Владимир Носов. – За последний год мы не видим крупных инфраструктурных проектов. Живой пример – Подольско-Воскресенский мост, тысячи тонн металлоконструкций лежат у нас на заводе. Порядка 10 тыс. тонн проката лежат и ждут своего часа. То же самое с запорожским мостом, который строится уже 12 лет. Потери Запорожья от отсутствия моста исчисляются миллиардами гривен".

По его информации, сегодня годовой объем потребления металлоконструкций в изделиях составляет всего порядка 80 тыс. тонн в год и около 200 тыс. тонн металлопроката используется в производстве профлиста. "Еще несколько лет этот рынок составлял 300 тыс. тонн строительных металлоконструкций и более миллиона тонн профлиста", – рассказал топ-менеджер. В других металлопотребляющих отраслях украинской экономики ситуация не лучше. По оценкам президента ассоциации "Укрсудпром" Виктора Лисицкого, хуже, чем сегодня, ситуация в отечественном судостроении была только весной 1944 года.

Спад в строительстве, машиностроении и судостроении привел к тому, что по итогам прошлого года внутреннее потребление стального проката в Украине упало до мизерных 3,12 млн тонн. По подсчетам аналитиков ГП "Укрпромвнешэкспертиза", потребление металла на душу населения составляет всего 94 кг, что более чем в три раза ниже показателей России и Польши – 300 и 314 кг. соответственно. "Это все следствие замедления инвестиционных процессов, – констатировал директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. – У нас не работает машиностроение и еще ряд секторов. Проблема в том, что экономика сокращается".

"Вся наша промышленность напоминает агрегат без бензина. Бензин – это деньги. И при тех ставках, которые есть сейчас, при том, что многие наши компании не могут заимствовать деньги ни внутри страны, ни за рубежом, у нас фактически экономика стоит", – подчеркнул президент ОП "Металлургпром" Александр Каленков.

Глава профильной ассоциации выразил уверенность, что сегодня спасение украинского горно-металлургического комплекса лежит в плоскости развития внутреннего рынка. "По экспорту вряд ли в ближайшие два-три года у нас улучшится ситуация и по железорудному сырью, и по металлопродукции. Единственное, что может вывести нас из кризиса, – развитие внутреннего рынка", – считает он.

Каким же образом можно сегодня поднять внутреннее металлопотребление в нашей стране? По мнению директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза", существуют три направления для реализации перспективных инвестиционных проектов. В первую очередь это модернизация жилищного фонда, где степень износа достигает 78%. В.Власюк подчеркнул, что сегодня более 6,3 млн украинцев нуждаются в улучшении жилищных условий, а для модернизации и строительства нового социального жилья необходимо примерно 12 млн тонн металлопроката.

Вторым направлением эксперт назвал замену изношенного тягового и подвижного состава "Укрзализныци". "Для замены подвижного состава, который полностью износился, с учетом перспектив нам нужно приблизительно 5 млн тонн металлопроката. Сегодня "Укрзализныця" перевозит 300 млн тонн грузов. В лучшие времена она перевозила 530 млн тонн. Если наша экономика начнет расти, то "УЗ" будет просто нечем обслуживать ее увеличивающиеся запросы на перевозку", – подчеркнул В.Власюк.

Также в вопросе повышения внутреннего потребления могла бы помочь и реформа природных монополистов, которые поставляют субъектам хозяйствования газ, электроэнергию и воду, в т.ч. горячую. По мнению эксперта, тарифы природных монополистов должны быть ориентированы на то, чтобы стимулировать данные компании вкладывать средства в обновление инфраструктуры. "Если бы эти три ключевые точки начали работать, это бы дало достаточный синергетический эффект", – уверен В.Власюк.

При этом он обратил внимание на то, что средства можно было бы взять и у международных финансовых организаций. "В прошлом году руководитель всемирного банка заявлял, что портфель на Украину был выделен в объеме 2,8 млрд долл. под инфраструктурные проекты. Но мы смогли освоить лишь 200 млн долл. Это говорит о способности наших компаний принимать эти инвестиции и реализовать проекты", – считает директор "Укрпромвнешэкспертизы".

Участники совещания высказали мнение о том, что при осуществлении государственных закупок приоритет должен отдаваться украинским компаниям. "В 1998 году США приняли закон об обновлении каботажного флота, согласно которому весь металл для этих целей закупался у американских компаний. А 97% нашего флота имеет возраст более 20 лет", – напомнил экс-министр промполитики Сергей Грищенко.

Он также выразил уверенность, что государство должно вернуться к вопросу защиты внутреннего рынка, в т.ч. активно применяя меры антидемпингового законодательства. В свою очередь, заместитель генерального директора ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Владимир Ткаченко и А.Каленков выступили с инициативой ввести зеркальные пошлины на импорт российского проката. Как известно, РФ вышла из договора о свободной торговле, и теперь поставляемый в Росси украинский прокат облагается пошлиной в размере 5%.

Во время совещания стало известно о том, что 29-30 марта первый заместитель министра экономразвития и торговли Юлия Ковалив будет проводить техническое совещание с "Укрзализныцей" относительно возможных поставок продукции горно-металлургического комплекса для железной дороги. Министерство экономического развития и торговли предложило всем представителям предприятий подавать свои предложения по возможной продукции, которую может заинтересовать "УЗ".

Резюмируя, президент "Металлургпрома" подчеркнул, что сегодня у государства остается много рычагов влияния на ситуацию – это торговая, фискальная, антимонопольная, тарифная политика. А.Каленков обратился к МЭРТ с просьбой создать площадку, на которой можно было бы быстро принимать нужные для украинской промышленности решения. "Необходимо собрать более общее совещание с представителями предприятий, народных депутатов, "Укрпромвшнешэкспертизы", профильных ассоциаций, чтобы понять, насколько мы сейчас можем представить эту матрицу металлопотребления, и что может сделать государство", – подытожил президент "Металлургпрома".

Василий Январев

МинПром

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить