Введите Ваш email, чтобы получать ежемесячный дайджест по почте:

Квартальное падение экспорта металлопродукции на 24,5% сигнализирует об отчаянном положении, в котором находится стратегически важная отрасль украинской экономики. Снижение валютных поступлений на 37% создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны и росту цен. Тем временем правительство Арсения Яценюка делает вид, что ничего ужасного не происходит.

Хотя статистические данные свидетельствуют об обратном. За январь-март продажи металлопродукции по внешнеторговым контрактам снизились на 24,5% к аналогичному периоду 2014 года, до 4,9 млн тонн. При этом горно-металлургический комплекс Украины имеет ярко выраженную экспортную ориентацию: доля зарубежных покупателей составляет 70-90% в зависимости от товарной позиции. Таким образом, до 25% всей валюты в страну до недавнего времени заходило именно благодаря работе предприятий ГМК. Отсюда понятно, что снижение выручки на 37%, до 2,914 млрд долл., никак не добавляет устойчивости для курса гривны.

1c9f2156482980dabb0bc89a5bbbf08b4512ac3aОтчасти провальные итоги I квартала связаны с объективными факторами. Избыток сталеплавильных мощностей во всех регионах мира, особенно в Азиатско-Тихоокеанском, а также стагнация в мировой экономике – главные причины, из-за которых за обозреваемый период экспортные цены украинских производителей просели в среднем на 40 долл./тонн на условиях FOB Черное море. В том числе чугун подешевел с 320 до 280 долл./тонн, квадратная заготовка – с 396 до 377 долл./тонн, слябы – с 386 до 365 долл./тонн, катанка – с 456 до 436 долл./тонн, арматура – с 444 до 438 долл./тонн, проволока – с 671 до 630 долл./тонн, профильный прокат – с 470 до 449 долл./тонн, холоднокатаный лист – с 542 до 508 долл./тонн, горячекатаный лист – с 474 до 445 долл./тонн.

Очевидно, что в таких условиях поддержать ГМК на плаву могут и должны протекционистские меры со стороны правительства, как это и делается в других странах. Тем более что необходимый антикризисный опыт уже наработан в ноябре 2008 года, когда Кабинет министров Украины во главе с Юлией Тимошенко подписал меморандум о взаимопонимании с горно-металлургическими предприятиями. Документ предусматривал взаимную ответственность сторон, включая обязательство временно заморозить тарифы госмонополий для металлургов и горняков.

Благодаря такой непрямой господдержке ГМК Украины, правительству удалось решить ряд важнейших задач: не допустить остановки предприятий, роста безработицы и связанного с этим социального напряжения, а также сохранить стабильность поступления платежей в госбюджет. Теперь же по непонятным причинам Кабмин А.Яценюка взялся действовать от обратного. Например, только тарифы на перевозку грузов для горняков и металлургов за последнее время неоднократно поднимались государственной администрацией железнодорожного транспорта "Укрзализныця" – на 12,6%, затем сразу на 30%. А сейчас железнодорожники инициируют очередное подорожание грузоперевозок – еще на 25%.

Кроме того, в то время как в условиях падения мировых цен на железную руду со 135 до 47 долл./тонн правительство Австралии переносит уплату минерального роялти горнодобывающими компаниями, а власти Китая с 1 мая идут на 40% снижение налога, украинский Кабмин во главе с А.Яценюком снова принимает решения вопреки логике. За последний год КМУ четыре (!) раза повышал плату за недропользование для железорудной промышленности. В результате рента выросла в 3,5-4 раза в долларовом эквиваленте и в 7 раз – в гривневом. Таким образом, украинские металлурги, в отличие от зарубежных коллег, лишаются преимуществ, связанных с падением мировых цен на железорудное сырье. В данном случае оно компенсируется лавинообразным ростом налоговой нагрузки.

Остается добавить, что в первую очередь от такого подхода нынешнего правительства А.Яценюка выигрывают только российские металлурги, которые в силу географического положения являются прямыми конкурентами украинских производителей. Все это никак не стыкуется с патриотическими лозунгами, которые провозглашают премьер-министр и его команда. Поскольку угробить национальную промышленность – в чем здесь патриотизм? На это нацелены и веденные правительством ограничения на перемещения промышленных грузов в зоне АТО. И если ранее доставка продукции с Авдеевского коксохимзавода на Мариупольский меткомбинат им. Ильича занимала 18 часов, то сейчас на это уходит 4-5 дней за счет использования обходных и альтернативных маршрутов, как отмечал ранее генеральный директор ММКИ Юрий Зинченко. А это и дополнительные расходы ГСМ, и сроки выполнения заказов металлургами.

Совершенно очевидно, что и в данном случае от правительства требуются решения, которые будут содействовать снятию барьеров, возникших в хозяйственных связях между предприятиями отрасли, расположенными в зоне военного конфликта. Кроме того, подрывает работу ГМК Украины и невозврат НДС. Так, задолженность со стороны министерства финансов перед отраслевым лидером, группой "Метинвест", достигла 3,5 млрд грн., по данным на середину апреля. В такой ситуации метзаводы и комбинаты группы вынуждены переходить на экспорт низкомаржинальной продукции, например, чугуна. Такая продукция имеет более высокую оборачиваемость денежных средств, чем металлопрокат, пояснял ранее генеральный директор "Метинвеста" Юрий Рыженков. А это тоже одна из причин снижения валютной выручки всего украинского ГМК.

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький в комментарии МинПрому отметил, что хроническая неразвитость внутреннего рынка металлопотребления и крайне неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках сбыта продукции ГМК поставили отрасль на грань выживания. "Постоянный рост себестоимости продукции украинских горнодобывающих и металлургических предприятий на фоне нарастающего давления на рынок со стороны китайских металлургов и крупнейших производителей ЖРС из Австралии и Бразилии привели к системному и, похоже, затяжному кризису, с которым отечественный ГМК не сталкивался с конца 1990 годов", – подчеркнул он.

Именно тогда государство адекватно отреагировало на объективные проблемы отрасли, и был принят закон "Об экономическом эксперименте в ГМК", позволивший сохранить Украину в числе ведущих стран с развитой металлургией, а вместе с тем и сотни тысяч рабочих мест, без учета смежных отраслей, напомнил глава ФМУ. По его словам, с тех пор многое изменилось: старые металлургические предприятия, возраст отдельных из которых превышает 100 лет, были приватизированы. На многих из них были внедрены инвестиционные программы комплексной модернизации и оптимизации бизнес-процессов. В результате удалось существенно снизить себестоимость продукции, повысить энергоэффективность и экологичность.

"При этом вопрос конкуренции с абсолютно новыми производствами, построенными на основе самых современных технологий, с каждым годом обострялся. И если для горнодобывающих предприятий многомиллиардные инвестиции смогли обеспечить выход на среднемировой технологический уровень, то в металлургии этого достичь было попросту невозможно. Объективно проще построить новый завод, чем полностью модернизировать доставшееся нам советское наследие. Поэтому сейчас отечественный ГМК крайне зависим, в том числе и от разумной государственной отраслевой политики, чего, к сожалению, не наблюдается", – подчеркнул С.Беленький.

Начальник аналитического департамента ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Павел Перконос считает, что есть два сценария дальнейшего развития ситуации в ГМК. Так, в случае дальнейшего простоя Алчевского меткомбината и перебоев в работе других предприятий в зоне АТО, включая Енакиевский метзавод, можно прогнозировать дальнейшее сокращение украинской металлопродукции, до 16 млн тонн в целом за 2015, что на 22% меньше, чем в 2014 году. "При этом в наибольшей степени сокращение затронет экспорт украинской металлопродукции в СНГ – он уменьшится с 2,8 до 1 млн тонн", – уточнил эксперт.

По его словам, второй сценарий основан на предположении, что АМК во II полугодии все же приступит к работе, а в зоне АТО удастся стабилизировать ситуацию, что положительно скажется на работе ЕМЗ и коксохимов. "Это позволит увеличить загрузку мощностей на Мариупольском комбинате им. Ильича и на Запорожстали. В таком случае экспорт по итогам года может достичь 18 млн тонн", – спрогнозировал представитель ГП "Укрпромвнешэкспертиза".

Игорь Воронцов

По материалам: МинПром

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить